Памятки, советы, рекомендации

«Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у дошкольников» Консультация для родителей

Автор: Кантеева Вера Петровна
|Должность: воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 18», г.о. Саранск
Проблема безопасности дорожного движения на сегодняшний день является одной из важных проблем современного общества. Увеличение количества автомобилей на улицах городов и поселков нашей страны, плотности транспортных потоков и, как следствие, растущие пробки на дорогах – все это является одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу на красный сигнал светофора или в неположенном месте. Опасные ситуации,   связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, где играют дети. Важно, чтобы  дети знали правила и не подвергали жизнь опасности.
Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более приоритетной государственной задачей, Именно поэтому большое значение в решение которой имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с культурой поведения на улице и в транспорте, учить их правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, являются наиболее прочными.
Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна   носить комплексный характер.  Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования Актуальность проблемы связана еще   и с тем, что у детей отсутствует защитная     психологическая     реакция   на      дорожную обстановку,    которая   свойственна взрослым. Желание   постоянно   открывать что – то новое,  непосредственность   часто ставят детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах и дорогах.
Особую ответственность за формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах возлагается на воспитателей дошкольного учреждения, потому что именно в таком раннем, почти неосознанном возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни.
  Дошкольный возраст – плодотворный период: в это время развиваются наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, речь; закладываются предпосылки для развития словесно – логического мышления; формируются основы для развития всех психических процессов. Сегодня дошкольные организации стремятся обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дорогах и улицах. По безопасному поведению на улицах города в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт - это методические разработки и педтехнологии Н.Н.Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой,О.А. Скоролуповой, Т.А.Шорыгииой и др.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Главная цель всей работы по данному направлению - это  – формирование у воспитанников навыков осознанного безопасного  поведения на улицах и дорогах города, которая реализуется путём решения нескольких задач:
усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться  в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Вся образовательная деятельность с дошкольниками по данной проблеме не может быть представлена только в форме игровых занятий. В дошкольном возрасте игра  является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх, а потому что  игра вызывает качественные изменения в психике ребенка, ведь игра – вечный спутник детства, инструмент творческого самовыражения, обогащения личного опыта, формирования силы воли - учит и воспитывает маленького человека. Игра как ведущий вид детской деятельности способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение различных социальных ролей, моделей отношений. Неоспорим тот факт, что содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определенный момент времени действительности, помогает им разобраться с ней, ее особенностями, понять современный социальный контекст и уклад жизни.
«Игры – не только СТИХИЯ, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым», - подчеркивал Я.Корчак.
Принципы организации образовательного процесса в игре могут быть:
* Последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
* Наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
* Деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
* Интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
* Дифференцированный подход – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
* Возрастная  адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
С помощью дидактических игр, например, «Собери знак»,  «Назови правила для пешеходов», «Можно – нельзя») и вообще  через игровую деятельность:
•    Дети знают, умеют узнавать и называть разные виды транспорта;
•    Имеют представление о дороге, умеют различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину и знают их назначение;
•    Знают сигналы светофора и их значение;
•    Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода.
Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды.
В процессе воспитания детей учитывается следующее:                                                                                                                         - важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода)                                        
- во время обучения не ограничиваемся словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми организовываем экскурсии к дороге, проводим наблюдения за реальной дорожной обстановкой;                                                                                          
  - НОД проводится не только по графику и плану, а используется каждая возможность в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила дорожного движения.
В процессе работы педагогов у детей на практике формируются необходимые умения и навыки, вырабатываются положительные, устойчивые привычки безопасного поведения на улицах и дорогах города.    
В группе могут быть изготовлены руками взрослых макеты улиц, где обозначены перекресток, указатели для пешеходов, имеются макеты домов. Дети здесь не только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют значения дорожных знаков, знания правил поведения культурного пешехода и водителя, разбирают совместно с воспитателем ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.
На территории нашего детского сада оборудована пешеходная дорожка, где воспитатели более углубленно проводят с детьми работу по обучению и закреплению правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города.
В целом, работа дошкольного учреждения  по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества  в этом вопросе с родителями. Для повышения  интереса родителей и детей к дорожной азбуке в детском саду организуются: викторины, конкурсы, праздники: «Зеленый огонек», « Страна Светофория», «Красный, желтый, зеленый» с участием детей, родителей:  Такие мероприятия очень важны, ведь взрослые и дети выступают единой командой.
Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа инспекторов ГИБДД и дошкольного учреждения. Она осуществляется в разных формах:                                                                                                                                      
•    оказание помощи в разработке «Уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения;                                                                                                    
•    чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями;                                            
•    проведение бесед с детьми;                                                                                                          
•    участие в праздниках и развлечениях;                                                                                                
•    организация смотров-конкурсов.                                                                                                                                                              
Знакомить детей с правилами дорожного движения в дошкольных учреждениях можно с помощью не только беседы, игры, выставки рисунков и поделок на данную тему, но и во время НОД. Так, например, занимаясь с детьми по развитию элементарных математических представлений, воспитатель дает понятие «левая, правая сторона», таким образом, ориентирует детей в окружающем пространстве; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин, беседы, чтение рассказов. Но этого не достаточно, так как практическое применение этих знаний целиком ложится на плечи родителей. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице.
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Поэтому, переходя дорогу с ребенком, родители не должны допускать движения на красный и желтый сигналы светофора, спешки на проезжей части, бега через дорогу к маршрутке или троллейбусу. В помощь родителям можно предложить  консультации, рекомендации, памятки, плакаты по профилактике ДТП.
Постепенно у детей обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.
В более старшем возрасте представления детей о правилах дорожного движения необходимо расширять: улица широкая или узкая, автомобили движутся по проезжей части, пешеходы ходят по тротуарам, а улицу переходят по пешеходному переходу. Дети узнают, что люди ездят на легковых автомобилях, троллейбусах, автобусах, грузы перевозят на грузовых машинах, а автомобилем управляет водитель. Во время прогулок, похода в детский сад или из детского сада домой родители должны обращать внимание детей и на дорожные знаки, которые встречаются им по пути. Полученные знания закрепляются и расширяются в повседневной жизни воспитателями и родителями. Но следует помнить, что одно неправильное действие взрослых на глазах у ребенка или вместе с ним при переходе улицы, является плохим примером.
Итак, работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми, ведь дети должны применять их еще и на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи, родители.


Литература:

1.    Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
2.    Гарнышева Т. П. «Как научить детей ПДД?»  Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.:  «Детство – Пресс», 2010.
3.    Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4.    Романова Е. А. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 22.09.2022   |   Изменено: 22.09.2022 17:52:09
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии